Вернуться к обычному виду

Государственная политика в сфере жилищно-коммунального хозяйства

27.03.2018

Государство традиционно оказывало финансовую поддержку сфере жилищно-коммунального хозяйства. До 90-х годов прошлого столетия тарифы на жилищно-коммунальные услуги сознательно поддерживались на чрезвычайно низком уровне и дотировались государством на 80 - 90%. Однако к концу ХХ века жилищная политика государства изменилась, а его участие в развитии этого сектора экономики минимизировалось – началось реформирование жилищно-коммунального хозяйства. Изначально предполагалось, что развитие конкурентной среды на рынке ЖКУ позволит повысить качество предоставляемых услуг и снизить их стоимость для потребителей.

Число организаций, осуществляющих деятельность в сфере управления жилищным фондом, за период реформирования возросло многократно, но при этом практически повсеместно установилась тенденция роста стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.

Развитие рынка жилищно-коммунальных услуг в Удмуртской Республике

2000

2005

2010

2017

Число управляющих организаций, единиц

16

31

120

149

Стоимость услуг, рассчитанная по экономически обоснованным тарифам, в расчете на человека в месяц, рублей

239,48

679,10

1025,43

1677,96

Стоимость услуг, установленная для населения, в расчете на человека в месяц, рублей

120,27

616,75

1025,43

1677,96

Среднемесячный размер субсидии на семью, рублей

85,0

444,0

912,0

1564,0

Среднемесячный размер компенсации на одного пользователя, рублей

18,0

134,0

469,0

699,0

Поскольку рост стоимости жилищно-коммунальных услуг, в силу их обязательного характера, существенно влияет на изменение структуры потребительских расходов граждан, то со временем позиция государства по ряду принципиальных вопросов в сфере ЖКХ приобрела более взвешенный, социально-ориентированный характер. Региональным органам власти было рекомендовано увязывать изменения в системе оплаты населением жилищно-коммунальных услуг с уровнем доходов граждан и мерами социальной защиты наименее обеспеченных слоёв населения. Кроме того, стараясь исключить случаи необоснованного повышения платы граждан за коммунальные услуги, государство законодательно ограничивает её рост.

При разработке экономической модели развития жилищно-коммунального хозяйства, было принято решение о переходе к предоставлению адресной социальной поддержки путем перечисления компенсационных выплат на персональные счета. В сравнении с начальным этапом реформирования ЖКХ доля граждан, пользующихся этими видами социальной защиты, сократилась практически в полтора раза и в настоящее время составляет чуть менее 30% от общего числа проживающих в республике.

Таким образом, на данном этапе развития жилищно-коммунального хозяйства, реализуется несколько задач – достижение сбалансированности темпов роста стоимости жилищно-коммунальных услуг и роста реальных доходов населения и, одновременно, создание эффективной адресной системы поддержки социально незащищенных групп граждан. 

Возврат к списку