Государственная политика в сфере жилищно-коммунального хозяйства
Государство традиционно оказывало финансовую поддержку сфере жилищно-коммунального хозяйства. До 90-х годов прошлого столетия тарифы на жилищно-коммунальные услуги сознательно поддерживались на чрезвычайно низком уровне и дотировались государством на 80 - 90%. Однако к концу ХХ века жилищная политика государства изменилась, а его участие в развитии этого сектора экономики минимизировалось – началось реформирование жилищно-коммунального хозяйства. Изначально предполагалось, что развитие конкурентной среды на рынке ЖКУ позволит повысить качество предоставляемых услуг и снизить их стоимость для потребителей.
Число организаций, осуществляющих деятельность в сфере управления жилищным фондом, за период реформирования возросло многократно, но при этом практически повсеместно установилась тенденция роста стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.
Развитие рынка жилищно-коммунальных услуг в Удмуртской Республике
|
2000 |
2005 |
2010 |
2017 |
Число управляющих организаций, единиц |
16 |
31 |
120 |
149 |
Стоимость услуг, рассчитанная по экономически обоснованным тарифам, в расчете на человека в месяц, рублей |
239,48 |
679,10 |
1025,43 |
1677,96 |
Стоимость услуг, установленная для населения, в расчете на человека в месяц, рублей |
120,27 |
616,75 |
1025,43 |
1677,96 |
Среднемесячный размер субсидии на семью, рублей |
85,0 |
444,0 |
912,0 |
1564,0 |
Среднемесячный размер компенсации на одного пользователя, рублей |
18,0 |
134,0 |
469,0 |
699,0 |
Поскольку рост стоимости жилищно-коммунальных услуг, в силу их обязательного характера, существенно влияет на изменение структуры потребительских расходов граждан, то со временем позиция государства по ряду принципиальных вопросов в сфере ЖКХ приобрела более взвешенный, социально-ориентированный характер. Региональным органам власти было рекомендовано увязывать изменения в системе оплаты населением жилищно-коммунальных услуг с уровнем доходов граждан и мерами социальной защиты наименее обеспеченных слоёв населения. Кроме того, стараясь исключить случаи необоснованного повышения платы граждан за коммунальные услуги, государство законодательно ограничивает её рост.
При разработке экономической модели развития жилищно-коммунального хозяйства, было принято решение о переходе к предоставлению адресной социальной поддержки путем перечисления компенсационных выплат на персональные счета. В сравнении с начальным этапом реформирования ЖКХ доля граждан, пользующихся этими видами социальной защиты, сократилась практически в полтора раза и в настоящее время составляет чуть менее 30% от общего числа проживающих в республике.