Государственная политика в сфере жилищно-коммунального хозяйства
27.03.2018
Государство традиционно оказывало финансовую поддержку сфере жилищно-коммунального хозяйства. До 90-х годов прошлого столетия тарифы на жилищно-коммунальные услуги сознательно поддерживались на чрезвычайно низком уровне и дотировались государством на 80 - 90%. Однако к концу ХХ века жилищная политика государства изменилась, а его участие в развитии этого сектора экономики минимизировалось – началось реформирование жилищно-коммунального хозяйства. Изначально предполагалось, что развитие конкурентной среды на рынке ЖКУ позволит повысить качество предоставляемых услуг и снизить их стоимость для потребителей. Число организаций, осуществляющих деятельность в сфере управления жилищным фондом, за период реформирования возросло многократно, но при этом практически повсеместно установилась тенденция роста стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг. Развитие рынка жилищно-коммунальных услуг в Удмуртской Республике
Поскольку рост стоимости жилищно-коммунальных услуг, в силу их обязательного характера, существенно влияет на изменение структуры потребительских расходов граждан, то со временем позиция государства по ряду принципиальных вопросов в сфере ЖКХ приобрела более взвешенный, социально-ориентированный характер. Региональным органам власти было рекомендовано увязывать изменения в системе оплаты населением жилищно-коммунальных услуг с уровнем доходов граждан и мерами социальной защиты наименее обеспеченных слоёв населения. Кроме того, стараясь исключить случаи необоснованного повышения платы граждан за коммунальные услуги, государство законодательно ограничивает её рост. При разработке экономической модели развития жилищно-коммунального хозяйства, было принято решение о переходе к предоставлению адресной социальной поддержки путем перечисления компенсационных выплат на персональные счета. В сравнении с начальным этапом реформирования ЖКХ доля граждан, пользующихся этими видами социальной защиты, сократилась практически в полтора раза и в настоящее время составляет чуть менее 30% от общего числа проживающих в республике. Таким образом, на данном этапе развития жилищно-коммунального хозяйства, реализуется несколько задач – достижение сбалансированности темпов роста стоимости жилищно-коммунальных услуг и роста реальных доходов населения и, одновременно, создание эффективной адресной системы поддержки социально незащищенных групп граждан.
|